Amata Adventure un klubs "Amata" piedāvā

будет очень много букафф .

Ну вот наконец-то попытаюсь восстановить из памяти события завоевания Африканского континента, происходившее с 26 декабря по 11 января. Всего в экспедицию собралось 36 человек, т.е. 4 полных бусика, из которых 13 перегоняли бусики а 23 летели, как и полагается в 21 век, на самолёте. Поскольку я ехала на бусе, то судьба лётчиков и их приключения известны только по слухам. А по слухам ребята развлеклись хорошо, так что кто-то потерял в Брюсселе (город пересадки) голову, мобильник, кошелёк. Ну в общем всё как всегда.

Подготовка к этому мероприятию началась задолго до его начала. Это и сбор карт, приобретении нафигатора, который впоследствии помог нам много раз, изучение информации, связанной с местностью, где мы собирались находится , прокладывание маршрута, расчет средств, закупка провианта, раций и многое другое. Уже с начала декабря суета стала зашкаливать за предельно допустимые нормы, но всё-таки мы собрались, и всё-таки старт состоялся. Что удивительно, ничто и никто не были забыты.

26-27 декабря
Европу мы одолели за 53 часа от Риги до Гибралтара. Вкратце об этом.
Польша. Ну что Польша… дорогие плохие, поэтому поспать практически не было возможности.
Германия. Всем известные хорошие автобаны, где можно гнать 140 без проблем.
Франция. Типа Германии, но дороги платные и объехать их нет практически никакой возможности. Альтернативного шоссе рядом нет.

28 декабря
Испания. Здесь, пожалуй, поподробнее. Уже с Франции наша «Sudraba bulta» (самый новый и крутой бус) заартачилась и начала кричать, что у неё всё не в порядке, везите её в сервис, иначе хуже будет. Латвийские шпионы в Испании уже и присмотрели гостиницу для нас и сервис, где можем починиться. Кстати в Испании проще встретить русско-говорящих, чем англо-говорящих. Может я и чуть-чуть преувеличиваю, но всё-таки. В первом магазинчике-кафе при въезде в Испанию, мы ну никак не могли объяснить, что мы хотим мясного блюда, поэтому пришлось есть сосиски . Зато потом, выбирая карту, один испанец бойко заговорил на русском, не без акцента, но очень хорошо. Оказывается у него дедушка был русским. Итак, после двухчасового поиска гостиницы близ города Мурсия (Murcia), мы в ней. По дороге туда стырили немного лимонов растущих вдоль дорги, и даже чуть было не были пойманы хозяином этих самых лимонов, но вовремя смотались. За время поиска мы точно убедились, что Испания страна с высокоразвитым сельским хозяйством. Где бы мы ни останавливались, воняло навозом. Да-да, таким же как в Латвии навозом. Гостиница, расположенная в поле, не была исключением. Запах стоял и возле неё.

29 декабря
У нас на Новый год украшают ёлки гирляндами, ну в Испании то, что растёт у них, а именно лимонные деревья.

Там же в гостиничном кафе был сфотканы совершенно замечательные ноги (не испанца ), которые висят по всей Испании в немеряном количестве.

Правда потом, когда я попробовала одну из таких, что-то она показалась с не очень приятным привкусом. Хотя испанцы, я думаю, привыкли в этому специфическому вкусу. Тут же был запечатлен процесс посвящения обычного буса в экспедиционный.

В Испании уже было достаточно тепло для этой важной операции. Кстати на утро «Sudraba bulta» отдохнула и уже не просилась в сервис. Т.е. просилась но уже не с такой страшной силой. Поэтому мы отправились в Тарифу, откуда отправлялся наш паром. У нас было немного лишнего времен и поэтому по пути мы заехали в замок Альгамбра , расположенный в Гранаде. Билеты в замок нам отказались продавать, мол времени вам не хватит посмотреть экспозицию. Купили дешёвые билеты на осмотр садов замка и как полагается советским туристам проникли везде. Вроде пошли в сады, но дорога "сама" привела нас к замку. Пока какая-то тётенька отвлекала билетёра, группа латвийских туристов в составе 7 человек, незаметно просочилась на территорию замка. Правда там тоже не особо много смогли посмотреть, т.к. злобные билетёры и билетёрши стояли на самых главных позициях. Не смотря на это, разгуляться нахаляву было где.

Вышли однако с замка по билетам. Испанцы, по моему, такие же прохвосты как мы, т.к. ещё не один человек просочился в замок, пока билетёр был занят нами. Теперь мы являлись отвлекающей стороной. В общем, Испания и испанцы мне понравились, потому как похожие на нас разагильдяи. Да и раньше Барселона была одна из моих любимых Европейских городов. И вот уже заветный паром, последний в этот день. Покупая в дюти-фри конфеты и обсуждая, что же лучше брать, человек в полицейском форме посоветовал на чистом русском брать конфеты Мамбу, они мол выгодней. И откуда они только берутся?!

30 декабря
Покачало нас часик и вот мы наконец-то в Африке. Тут предстояло самое страшное, как мы думали, - граница и таможня. Но несколько евро решают всё. Тут даже нет особого выбора: платить или не платить. Подходит человек, просит все документы на машину паспорт, сам всё оформляет и потом просит денюжки “for service”. Досмотр вещей, если это так можно было назвать, происходил так: открыли задние двери машины, посмотрели на кучу вещей: “narcotic, guns?”, Арманд сказал заветное слово “expedition”, таможенник с чистой совестью и улыбкой до ушей сказал “very, very good” и захлопнул дверцы. Он тоже был рад, что не надо осматривать всё это. В общем процедура оказалась легче, чем мы могли себе представить. И вот заветная Африка. Но даже ни смотря на всю её заветность, есть и спать хочется, как на Родине, учитывая, что по местному времени был час ночи, а по Латвии соответственно три. Итак, нам предстояло найти жильё, вернее место для него. Мы решили ехать к океану и там расставить палатки. Легко сказать, трудно реально найти. Пока искали наткнулись на местечко, где было штук 10 кафе. Местных здесь было как днём. И самое интересное, что в час ночи они играли в настольные игры и пили мятный чай. Кстати мятный чай в Марокко отменный, к концу поездки, мы настолько к нему привыкли, что уже не представлялось, а что же мы будем пить дома. Некоторые из нас готовы были съесть слона прямо тут, поэтому часть осталась кушать, а часть уехала искать место. Слона, конечно, не дали, но традиционный таджин мы получили. Таджин - марокканское блюдо, истинный рецепт которого не знают, по моему, даже сами марокканцы, т.к. во всех последующих местах, таджины сильно отличались друг от друга. Но принцип одинаков у всех настоящих таджинов: они готовятся в специальной глиняной посуде с такой же глиняной крышкой и на огне. В состав обычно входят овощи и мясо. Мы старались брать «бееее» таджин, т.е. с барашком. Иногда именно с помощью этих самых «бееее» и «кукареку» приходилось делать заказ. Баранина, на удивление, всегда мягкая и отменная.

Вернёмся теперь к Нашим Баранам. Вернулась с поисков вторая часть группы и рассказала, что они нашли замечательное место у океана и всё бы ничего, но пришли военные и сказали, что это „military zone” и наше присутствие здесь не желательно. Это они подтвердили винтовкой, завёрнутой в белую тряпку. По видимому, оружие было деревянным, и чтобы не позориться Но возражать им всё-таки не стали, а вдруг… Мы уже поели, поэтому дальше место искали все вместе. Отъехав ещё несколько дальше по берегу от того места, мы увидели чудную площадочку с видом на океан. Остановились и бодренько поставили поставили 2 палатки на берегу океана. Через полчаса после приезда в темноте засветились фонарики. Опять «милитари зон», и опять двое плохо одетых военных с завёрнутыми винтовками. А за это время наши ребята раскурились и распились, так что дым стоял столбом. Ну что ж пришлось складываться и уезжать. Время было 4 утра по местному. Глубоко расслабленные распрощавшись с надеждой переночевать у океана, мы поехали в глубь материка. Далеко, не уехали, конечно. Доехали до первого отеля, который назывался звучно «Ibis». Цены в отеле тоже были ибисные и совсем не африканские. Напротив отеля была заправка, где мы и попросили у добрых и ничего неподозревающих охранников поставить бусы и возвести палатки "small place for tents на клумбе". Охранники разрешили, но похоже, когда мы, действительно, поставили палатки там, они чуточку прифигели и вежливо умоляли, чтобы мы до следующей смены (8 утра) уехали.

Спать оставалось 4 часа. Уже очень усталые все вырубились. Проснувшись с утра, мы обнаружили, что место было очень милым, клумба между заправкой и трассой: слева кактус справа пальма. Стрёмно было только однажды, когда грузовик, за которым находилась палатка, завёлся. Мысль сквозь сон: «только бы не сдал назад». Очень вкусно позавтракав в соседнем кафе (это было, наверное, лучшее кафе из всех, в которых мы были впоследствии), мы отправились на океан.
Хотя нет, сначала был супермаркет. Да, в Афирке тоже есть супермаркеты. По размерам он был, наверное, с большой Рими и продавалось там от хлеба до стиральных машинок. И покупки производятся по паспорту, и в сетку заглядывают при выходе, сверяя все покупки по чеку. Цены там такие же, как в Латвии, а на некоторые продукты и дороже. Магазин оптовый, поэтому если мясо то килограмм, если пиво, так коробка. Алкоголь там продается только иносранцам, поэтому и отдел был слегка отгорожен решёткой от других.

Океан – это вам не озеро и даже не море. Всё по взрослому: берег, волны. Пара художественных фотографий, да следы на песке остались от нашего пребывания там.

И кстати моя одна из самых удачных фоток именно оттуда.

Далее аэропорт и встреча лётчиков. Аэропорт Ибн Батута. Хотя помещение маленькое, но вполне себе чистое и европейское. Металлодетектор и телевизор для вещей расположен прямо у входа в аэропорт, очень непривычно для европейцев. Позже страж порядка уже улыбался, когда раз на 5-ый я вбегала в аэропорт, привычным движением руки вытаскивая мобильник и проходя металлодетектор. И вот момент встречи. Ребята хорошо провели ночь в Бюсселе, поэтому и встречали мы их соответственно, изображая бригаду наркологов:

Начитавшись всяких отчётов, где было написано, что ночью ездить ну никак не рекомендуется, мы с опаской смотрели на наш маршрут, где было предусмотрено ехать именно ночью. Резервный вариант, конечно, был, но хотелось вовремя оказаться в пустыне для встречи Нового года. Первые 200-300 км ехали по автобану. В Латвии таких нет и не предвидится.

Потом свернули на шоссе. Тоже была отличная дорога. В общем к 5 утра мы были Мерзуге (Merzouga), преодолев почти 800 км по автобанам, серпантинам, пустыне. После 11 вечера чёрные человечки практически не появляются на шоссе и ехать очень приятно.

31 декабря
Итак, Мерзуга. Мы на краю пустыни Эрг Чеби (Erg Chebbi). Ясно, что здесь начинается пустыня, но совсем не ясно, где ставить палатки. Запах пустыни уже чувствуется, но песка не видно. Чтобы его увидеть и кинуться, выходим на поиски рядом кемпингом. Я пошла посмотреть, что находиться между стенами в углу. Какое-то непередаваемое чувство, когда ты первые раз видишь пустыню. Путеводители запугали нас своими скорпионами и прочей радостью, поэтому обычный чёрный пакет, развивающийся на ветру, был принят мной за злобного скорпиона, который вот уже ползёт ко мне и хочет впиться в мой треккинговый ботинок. Позже, конечно, мы узнали, что на этом клочке пустыни скорпионов нет, здесь им холодновато. Но тогда было не смешно. Решено; остаёмся здесь. Пошли обратно до бусов раскладываться и размещаться. Тут к нам подходит араб, т.е бербер и предлагает разместиться в кемпинге. Ну а если точнее, то рядом с ним поставить палатки. До сих пор удивляюсь, как он нас услышал в 5 утра, когда всем приличным берберам положено спать. Хотя помогаи здесь найдутся везде и в любое время суток, в надежде заработать несколько дирхам. Ночью было тупо лень искать что-то другое, да и перспектива рыскать ночью или скорее уже с утра в поисках места не привлекала, тем более что сошлись мы на вполне «democratic price». Из бонусов был туалет, вода и горячий душ по праздникам за отдельную плату – 10 дирхам (60 сантим). Так как это была первая совместная ночёвка 36 человек, то час стояла неразбериха, где чей спальник, коврик, палатка.

К полшестому всё успокоилось, половина уже спала по палаткам, а мы пошли встречать приближающийся рассвет. У меня это был первый рассвет в пустыне.

Мешали только многочисленные облака. Заснула я часа на 3, а может и меньше. Проснулись и начали решать, что делать. Верблюдов на Новогоднюю ночь, к счастью, не удалось зафрахтовать. Поэтому поехали смотреть окрестности. Первая ошибка мы позволили в качестве гида взять местного бербера Али. В общем безобидный выманиватель денег. На перовй же стоянке у казалось бы пустынного озера, не успев дойти до самого берега (20м), появились торговцы сувенирами. У тут до нас дошло, именно до них Али дозванивался по мобильному всю дорогу.

Вскоре пошёл дождь. Настроение ухудшилось. Ехать смотреть достопримечательность оказалось далеко. Да и доехав до неё, мы и не осмотрели, потому как «не было времени». Ну это уже совсем другая история. Надо было ехать домой, готовиться к встречи Нового года. Обратно возвращались весело, потому что чёрные человечки, в дождь перебегающие дорогу или внезапно появляющиеся на велосипеде посреди дороги за несколько метров до буса, это ещё тот аттракцион. Дождь лил и в пустыне, поэтому идею встречать Новый год на улице отмели. В который раз я порадовалась, что верблюды на эту ночь были заняты. Началась подготовка: еда, стол, ёлка.

Там же встретили братьев-славян из Питера: две пары.

Оказывается в этот кемпинг они попали по нашей наводке: увидели номера на бусах, и решив что встретили братьев по разуму, поехали за нами. Очень удивились, как мы быстро ездим Ехали в Марокко они через Ригу, поэтому и еловых веточек набрали там же на границе. Какого же было их удивление, когда мы достали свою двухметровую ёлку, привезённую с Латвии. Встретили Новый год весело, но я почти не пила ничего, и так никаких сил не было. 6 часов сна за 3 суток дали о себе знать. Отметили весело с оркестром, с танцами, гашишем и многим другим. Траву там можно купить и курить на каждом углу. Пить мусульманам Коран запрещает, а курить гашиш нет. Всё просто.

Музыкантам заплатили бутылкой водки, играли до утра, порвали три барабана. С утра как положено была пьяная драка музыкантов. Короче праздник удался.

1 января
Более менее выспавшись, поехали кататься на джипе вокруг бархана Эрг Чебби.

3 часа всего и мы вернулись откуда выехали, поэтому не такой и большой он был. Пытались уговаривать водителя заехать на песчаный холм. Даже от денег отказался, а на бархан не заехал, видимо, действительно низя.

Видели там негра. Он как достопримечательность стоял, т.к. негров в Марокко мало, как это ни странно.

Ну все подряд фоткались с ним. Вечером все поехали на верблюдах в пустыню.

Это только с виду верблюд так плавно передвигается, а на самом деле каждый шаг – это такой нехилый толчок. Часа хватило всем. Некоторые слезли бы даже раньше, если бы была возможность. В палатках у берберов не ждали такой толпы народа. Невинно спросили, где наша еда и палатки. Мол они нас не ждали. Мы стояли на своём, всё уплачено, давайте жрать и спать, пожалуйста. Последний их довод был, что мы заплатили за вчера. Ага, дружное ржание было нашим им ответом. Не прошло и полтора часа, как они, видимо, сбегали в селение, принесли еды и приготовили нам таджины. Таджины на 9 порций были сметены очень быстро. Часть людей осталось спать на улице в спальниках, а остальные всё-таки пошли под навес спать. С утра с «уличных» стекала ручьями роса. В прошлую ночь забытые открытые палатки уже дали некоторым опять мокрых спальников, поэтому и это была не беда.

2 января
С утра опять на гору, опять рассвет.

Красиво неимоверно, трудно передать это на фотографии. Второй раз залазить на верблюды было не охота, особая не охота была мужской половине и продолжалась до слезания с верблюдов. Некоторым ещё 2 дня мерещилось, что верблюд всё ещё находится между ног. С утра в кемпинге нас порадовали новостью, что завтрак «включён в верблюдов» и мы поели вкуснейших булок с маслом и вареньем. Очень вкусное у них масло. В обще традиционный завтрак марокканцев, как я поняла – это хлеб с вареньем и маслом, блинчик или яичница, свежевыжатый апельсиновый сок и чай. И вот мы отправились в каньон Тодра. По пути увидели какие-то странные кратеры. К каньону подъехали в 4 дня, хотя в это время года можно сказать и вечера, т.к. темнело в 6, а в горах и того раньше.

Но всё-таки я уговорила пробежаться по каньону, тем более, что был известен маршрут. Почти добежав до середины маршрута, мы были вынуждены вернутся, т.к. темнота уже подступала не на шутку.

Наконец-то была вполне нормальная физическая нагрузочка. Но надо было искать место ночлега. Решили проехать Боумалне и после поискать место, тем более, что до этого города, дорога шла по каменистой пустыне, где вполне можно было раскинутся, поэтому после этого города, мы думали, будет также. Ага, счас. 15 километров касб. И вот наше спасение, поляночка. Только подозрительно бугристая. Ё-моё кладбище. Остановившись здесь, с утра местное население нас бы не поняло. Янка правда привёл железный аргумент, почему здесь было бы неплохо: «спокойные соседи». Естественно, пришлось ехать дальше, и вскоре мы нашли более или менее нормальное местечко. Поставили палатку, пошли искать речку по навигатору. Если карта дорог Марокко очень хорошая, то реки прорисованы прямыми линиями. В общем получилось, так, что ГПС показывает речку, а мы стоим на мостике через полуметровый канал. Видел бы кто наши лица, к счастью, мы прошли немного дальше, нашли-таки речку и убедились, что вода есть, сплавляться можно. Ночью в 5 вокруг лагеря начали бегать собаки, утащили пару тапок, пару раз даже чуть не снесли нашу палатку. Только успокоились собаки, как началась утренняя молитва. Поспали называется.

Итак продолжение повествования о поездке в Марокко на Новый 2009 год

3 января.

Утро. Когда мы совершали утренний туалет в поле и завтракали, вокруг лагеря собрались местная ребятня.

Думаю, мы здесь были первыми палаткопроходцами. Кстати не раз так было, что приезжаем с вечера, темно и можно справить свои естественные потребности. А с утра уже такой фокус не пройдёт. Поэтому в таких местах собирались побыстрее. Мартиньш уже единожды потеряв свою обувку в начале похода, не собирался отдавать свой тапок собакам, поэтому всё утро прочёсывал поле в поисках тапка, украденного собаками. Рядом с лагерем, стояла скальная фигура.

Мощно выглядела со стороны, пока я не подошла ближе. Оказывается это всё из стеклопластика. И всё равно не вериться, пока не видишь дырки в этом «камне». Нехитро позавтракав, отправились в направлении Боумалне (Boumalne), городишки, который мы проехали вчера в темноте. Оттуда путь лежал в долину Дадес (Dades). Долина живописная, с очень крутыми серпантинами, красными отвесными скалами и рекой Дадес, протекающий по всей долине.

Это место уже не так посещаемо туристами, как предыдущая долина Тодры. Хотя по эту сторону Атласских гор туристов вообще мало. Здесь не проходят совсем стандартные туристические маршруты. Те, кто берут машину в Марокко, те стараются сделать примерно такой же круг, как и мы, вокруг гор. И правильно делают, потому что, упустив эту часть страны, можно много потерять. Итак, проехав 30 километров по долине, мы отметили на нафигаторе все возможные места высадки, а также опасные участки. Остановились в удобном месте и стали готовиться к сплаву: надували рафты, надевали гидрокостюмы, уже позже все сели в рафт на асфальте и стали выполнять команды инструктора. По моему, грести, по сухому, самая важная и ответственная часть мероприятия. А как весело всем тем, кто не в рафте в этот момент

Не прошло и часа, как наши появились. А оттуда было уже и недалеко до места высадки. Отплывающие, провожающие, всё по взрослому. Отправив оба рафта в плавание, поехали назад занимать удобные позиции для съёмки наших героев. Ух, долго же они плыли. За это время успели изучить все окрестности, подружится с милой собакой, пофотокать с горы всю округу, включая городишки. Местный мальчишка пытался продать нам камни, которые ничем не отличались от тех, что валялись у нас под ногами.

Порогов было немного, а главная задача, как рассказывали позже очевидцы, увернутся от кустов и деревьев по берегам речки. Ну вот настала и очередь второй партии плавунов. Для этого надо было переместиться вниз по реке. Не очень-то хотелось плыть по реке, разлившейся по лугам. Взгромоздив рафты на крыши бусов, мы проехали километров 10 вперёд. Нам предстояло 6-7 километров сплава по каньону, где выбраться на берег нет никакой возможности: слева и справа отвесные скалы. Вообще интересно плыть по речке, о которой в лоции написано, что она проходима в этой части, имеет категорию 1-2, местами 4. Всё время сплава, проходило так, что за каждым поворотом ожидали водопада, но были только небольшие сливы по полметра-метру. Шумело, правда, как все два. Начали плыть, когда оставался час светового времени, поэтому времени на остановки особо не было. В конце, на выходе из каньона уже практически в темноте нас ожидало дерево перекрывшее реку, тут-то мы и завершили наш маршрут. Второй рафт, оставшийся далеко позади, минут через 15 также приплыл. Помогли выбраться им. Уже в полную темень мокрые, порешили остаться в соседней гостинице, тем более цены там были очень приличные: 70 дирхам (4.5 лата; 225 р.) с человека.. Здесь был и горячий душ, и ужин, приготовленный нашей Ингридой. Только вот в номерах не топили, поэтому было градусов 14. В принципе это нормально для Марокко гостиницы без отопления, или горячая вода по расписанию, тем более для гостиниц такой ценовой категории.

4 января.
С утра завтракали кашей и бутербродами. Вода для чая в этот раз, как и во все другие, не успевала нормально закипеть, точнее она вообще не успевала даже начинать кипеть, т.к. её расхватывали на чай-кофе, задолго до того. По моему, ни разу мы не пили кипячённую воду. Сегодня по плану был Марракеш и, как неотъемлемая часть перевал Тизи-н-Тичка. Перевал интересен тем, что в зимнее время, при плохих погодных условиях, перевал закрывают на неопределённое время, и тогда объездной путь составляет 600 километров. Нам, кажется, повезло и мы-таки въехали на перевал. В принципе, поездив по тем дорогам, становиться понятно, почему его закрывают. В качестве пассажира ехать на машине ещё страшнее.

На самом перевале мы остановились, чтобы сфоткаться, но не тут-то было, нас всех тут же захватили местные торговцы, практически никто не ушёл без покупки, на этом перевале хватка у продавцов железная, это их последний шанс перед Марракешем ухватить туристов. Я не исключение, и здесь я прибрела фоссилию (полый и покрашенный изнутри камень) и маленького верблюда. Искусство покупать в Марокко, это отдельная песня. Да везде написано, надо торговаться. Я себя даже не могла представить в такой роли. Тем не менее надо пробовать. Как? Надо сбрасывать 2/3 от предложенной цены. Тебе говорят 150, говори 50, тебе говорят 300, говори 100, и т.д. В этот момент марокканец начинает качать головой, хвататься за голову и бормотать, что это не по-людски. Надо спокойно выдержать всё это и стоять с невозмутимым видом, пока торговец не предложит свою новую цену. Далее идёт процесс сближения цены. Средняя цена схождения примерно половина от изначальной. Конечно, всё это индивидуально и зависит от вашего обаяния. Марокканцы охотно идут на обмен с вашими вещами, особо, если она их действительно интересует. Не лишним будет взять в Марокко старые ненужные вещи, для обмена. Если это будет что-то интересное, то шанс получить также интересную вещь существенно возрастает. Хотя по опыту не во всех городах марокканцы так охотно торгуются. Даже на рынках. Итак, к вечеру мы добрались до Марракеша. Кое-как доехали до парковки, оставили машины и пошли искать и смотреть гостиницу, прежде чем тащиться туда со всеми вещами. Благо один добрый человек до того передал нам координаты парковки и самого отеля. Признаться нам это очень помогло. Марракеш поражает своим движением. Здесь можно встретить на дороге одновременно ослика и BMW X5, кучу велосипедов и большой туристический автобус. И всё это движется по непостижимым уму правилам. Пешеходы же лавируют между потоком, чтобы перейти улицу. Ты вроде и был ко всему этому готов, но когда это видишь воочию, то понимаешь масштаб этого организованного бардака. Всё здесь смотрится органично. Гостиница оказалась в 50 метрах от сердца Марракешской Медины – площади Джам-Эль-Фна. Номера достаточно чистые, небольшие и вполне подходили для укладывания своего тела на ночь. Устроившись в номерах, мы поделились на три группы для следующего дня: одни ехали кататься на лыжах на курорт Уйкаменден, другие ехали хорошенько прогуляться по горам к посёлку Имлиль и третьи оставались в Марракеше. Не смотря на мою любовь к активным прогулкам по горам, я решила остаться, настолько Марракеш поразил моё воображение. Вечером все разделились на небольшие группки, и пошли гулять по ночному Марракешу. Первой была, естественно, площадь Джам-Эль-Фна.

На значительной её части располагался местный «Лидо» Здесь можно было покушать на любой вкус: традиционные таджины и кускусы, улитки, восточные сладости, сухофрукты, свежевыжатый апельсиновый сок за 3-10 дирхам (18-60 сантимов; 36-55 р.) и многое другое. Я как обычно взяла таджин с бараниной и мятный чай. Потом прошлись по всей площади, которая всегда в это время полна людьми. Причём, что интересно, люди в основном местные, процентов на 70%. Многие развлечения только для местных. Например бербер, продающий «чудодейственные» снадобья, вокруг которого плотным кольцом столпились и слушают с открытым ртом Марокканские мужчины. А дальше мы пошли бродить по Медине Марракеша. В этом очень-очень помог нафигатор, без которого сложнее и менее безопасно было бы разгуливать по этим улочкам. А так идёшь куда хочешь и иногда посматриваешь направление, по которому надо идти дальше. Я просто получала наслаждение, гуляя там вечером.

5 января.
В общем этот день был проведён в свободном плавании по Марракешу, благо погода была шикарная, тёплая. Не хотелось даже искать какие-либо достопримечательности. Я как-то в принципе не люблю осматривать зеенсвюрдигкайтен, как сказал бы немец. Но есть некоторые исключении. Может, по этому я не очень люблю города. А если уж и понравится какой город, то скорее за общее настроение. Совсем уж не люблю экскурсии по городам с толпой туристов. Ну не так надо чувствовать город, не так проникать в его суть. Отвлеклась. Как уже понятно весь день я впитывала и наслаждалась вкусом Марракеша. И всё-таки мы попались на удочку помогаев, когда нас обещали провести и показать фабрику по выделке кож.

Нам её действительно показали, потом пытались продать какие-то товары, на что некоторые слабохарактерные поддались. После ещё требовали денег якобы на помощь семьям, которые трудятся здесь. Квартал, куда нас завлек, был достаточно далеко от туристических мест, поэтому было несколько неуютно. Этот инцидент несколько омрачил прогулку. Лично я после этого чувствовала себя, как выжатый лимон… обманутый и выброшенный на дорогу.

Как итог: наверное, Марракеш, пополнит мой список любимых городов, который я могу посоветовать другим. Вечером уехали искать счастья к океану. Остановились на берегу недалеко от Касабланки и, как всегда уже ночью, ставили палатки. Ночью с обрыва океан кажется ещё более величественным. Смотреть можно долго. Настолько долго, насколько позволяет тёплая одежда.

6 января

Опять местные собаки добрались до еды. На сей раз они порвали мешок макарон. Уж зачем им нужны были макароны совсем непонятно. Океан, как всегда поражал своим величием. Волны разбиваются о берег искрящейся пеной и накатывают слоями. Стоишь и любуешься этой мощью. С утра, некоторые решили не упускать шанс и искупаться в океане. Причём желание окунуться было особливо у тех, кто вчера пил вечером не чай. И чем больше нечая было выпито, тем больше с утра было желание. Я-таки не решилась на эту процедуру. Хотя вода была, наверное, как в Рижском заливе летом.

Там же у океана были увидены гусеницы, которые образовывали эдакую змейку, т.е. каждая гусеницу головой упиралась в попу другой гусеницы. Жалко нам было не понятно природа этого явления.

Завтракали, как обычно, чай-кофе из так и не успевшей вскипеть воды и бутерброды с латвийской рыбкой и свинюшкой. В процессе завтрака к нам подкатили полицаи. И веееежливо так поинтересовались на французском о чём-то. Мы так же веееежливо ответили им на английском, что нифига не понимаем их французский, говорите чётче Пообщавшись ещё минуту мы начали понимать смысл их домогательств: не имеют ли благороднейшие европейцы намерения остаться здесь жить. На что мы их уверили, что совсем нет, и скоро собираемся уезжать. Я думаю, что и мы, и они нас поняли правильно. Во всяком случае уехали. И в общем я их понимаю, потому что периодически на берегу океана нам встречались настоящие «Шанхайские» поселения. Сараи-сараями, но зато все с тарелками.

Далее наш путь лежал в Фес. Надо сказать, что уже с вечера прошлого дня погода начала портиться и солнце чередовалось с тучками и дождём. Ехали мы через столицу Марокко – Рабат. В общем-то никому неизвестный, да и ничем не примечательный город. Медина Рабата не разочаровала нас, т.к. от неё мы ничего особенного и не ждали. Заехали туда на час только с целью набить желудки. Как ничего не ожидали, так ничего и не увидели. Поели в принципе вкусно. Там же в Рабате был сильнейший ливень, такой, что дороги превращались на глазах в реки. На подъезде к Фесу стало всем ясно, что в палатках ночевать не будем, поскольку дождь с изрядной периодичностью накатывал на нас. Кого-то страшил сам дождь, а меня больше страшила невозможность высушить палатку после ночёвки. До Риги бы завоняла. Многие просто хотели потусоваться в Фесе. Ещё бы этот город был широко разрекламирован. Здесь самая старая Марокканская Медина и всё ей сопутствующее. Чтобы, так сказать, прочувствовать колорит решили поискать гостиницу в Медине. Чётких планов не было, Был путеводитель и нафигатор, который в Фесе показывал намного менее детально улицы, т.е. улиц в Медине кажись вообще не было. На входе в Медину (пока мы её нашли, прошло кстати тоже немало времени) нас поджидал очередной помогай, у которого мы имели неосторожность спросить про парковку для машины. Естественно, он нас тут же взял в оборот и повёл показывать места. Да, сначала он нам сказал, что за наши деньги мы ничего не найдём. Сначала тебя ведут по узким петляющим улочкам, потом заводят в частный дом, за железными дверями и решёткой. Там несколько комнат для 4-5-6-7 человек. Ощущение зловещее, поэтому отказались и решили ехать в новый город искать счастья там. Но самое интересное, что идя по Медине, мы так и не увидели никаких вывесок рекламирующих гостиницу. Изредка встречались вывески «пансион», т.е. места аналогичные тому, где мы уже побывали. Желание поехать в новый город только окрепло. Ещё задолго до этого были выделены несколько гостиниц на карте, где за разумные деньги нам обещали предоставить жилье. Карта - есть, ГПС - есть, что ещё надо. Заехав в новый город, мы быстро потеряли ориентацию. Пытались узнать у местных по карте, где находится гостиница относительно нашего местонахождения. Быстро бросили эту затею. Потом редуцировали задачу и пытались выяснить у прохожих своё местонахождение. Это оказалось не менее трудной задачей. Представление об ориентации по карте в пространстве берберы не имеют вообще никто, в том числе и полицейские. Ни в одном отеле нам не смогли показать, где он находится на карте. Решили попробовать кардинальный метод, заплатить таксисту, чтобы он нас довёз. Фигли, только третий знал, куда надо ехать, учитывая тот факт, что в итоге оказалось, что мы стоим в 2 кварталах от нужного места. Отель «Рояль». Там были 4-х местные и 3-х местные номера. Гостиница напоминала бывшую больничку, особенно подозрительным был факт наличия кнопок около кроватей. Естественно, многим не понравилось всё это, но искать что-то другое уже не было ни сил, ни времени. Ни о каких скидках с дядечкой администратором договориться было не возможно. Я взяла спальник и пошла спать. Вечерние приключения изрядно подпортили настроение.

7 января
С утра опять накрапывал дождь. Потихоньку собрались и решили выбраться в центр посмотреть Фесскую Медину в ожидании увидеть что-то интересное. Нам уже было с чем сравнивать с Марракешем. Может, это нас и сгубило.

Уж не знаю, что повлияло больше на наше впечатление о Фесе: неважная погода, события предыдущего дня или ещё что-то. Брать карту Феса с обозначенными достопримечательностями не хотелось. Почему, я объясняла раньше. Медина Феса представляла собой Рижский рынок с теми же китайскими товарами, шмотками, техникой, золотишком. Китайские товары, думаю не китайские а какие-нибудь Сенегальские, но это общей картины не меняет. Изредка появлялись сувенирные лавки.

Но если в Марракеше создавалось полное впечатление, что это не сувенирные, а вполне себе юзабельные самими Марокканцами лавки, то здесь совсем наоборот. Удивительно, но здесь продавцы не хотели торговаться. Метод назвать последнюю цену и начинать медленно уходить, работал, но далеко не всегда. Было очень удивительно. А если кто и торговался, то совсем без энтузиазма. В какой-то момент добрели до маленького базарчика для “туристов”, но он как-то не вдохновил совсем. Видели, как там куриц продают. Чтобы они не портились, видимо, хранят их живыми. Подозреваю, что по требованию им отрубают голову...

Моё личное впечатление: Фес спокойно можно было выпустить из программы и провести это время в горах или Марракеше. Вечером отмечали последний совместный вечер с группой и православное Рождество. Каждый достал свою неиспользованную заначку, например у меня ещё была текила с Латвии и лимоны с Испании. Посидели неплохо, очень душевно.
Хотелось рассказать про Интернет-кафе, куда мне пришлось заглянуть пару раз. То что Windows у них везде французский – это даже не стоит упоминать. Клавиатура – арабско-французская. Однажды поинтересовались, какая клавиатура мне удобнее и предложили qwerty. Конечно, хотелось qwerty, потому что на той даже знак @ было невозможно найти. В итоге оказали они мне медвежью услугу, т.к. клава была qwerty, а под ней (Windows раскладка) реально та же azerty. Пришлось печатать и смотреть на соседнюю клавиатуру для подсказки.

Хотелось опять про дороги. Вот маленькая подборка фотографий о дорогах. Как я уже упоминала дороги там отменные. Между городами водители вполне адекватно себя ведут. В городах иногда тоже. Например, самая моя любимая фотография, где пассажирский автобус не нашёл лучшего места для высадки людей и выгрузки груза, чем на железнодорожном переезде.

Сколько голов в машине?

8 января
Сегодня нам предстояло ехать в аэропорт. Времени у нас было достаточно, поэтому решили ехать не по автобану а по региональным дорогам. Естественно время езды до Танжира увеличилось существенно, но оттуда не было никакой возможности съехать. Раз уж начались, то надо продолжать. Без приключений добрались до аэропорта и отправили лётчиков. Интересно, что Ryanair online checkin из Марокканских аэропортов не предусмотрен. Но за регистрацию в аэропорту платить ничего не нужно, что порадовало. Оправили их и поехали в порт. Оказалось, что Танжир достаточно большой город. На границе/таможне никто не сравнивал наши лица с фотками в паспортах, никто не интересовался, что мы вывозим. Вывози хоть слона в багажнике, не заметили бы. Очередной паром ушёл прямо из-под носа, поскольку на паром живая очередь: не успеваешь - ждёшь следующего. За это время я успела сбегать в туалет, который по видимости находится по другую сторону (Марокканскую) границы/таможни, без паспорта, естественно. Потом к нам подошёл бербер и начал предлагать часы Breitling за 50 баксов (оригинальные стоят несколько тысяч). У нас на всех нашлось в общем 100 дирхам (11 долларов). На что мы ему говорим, что вот есть 100 дирхам, больше нету. Он отказался сразу. Не хочет, ну и не надо. Нам эти часы тоже особо не сдались. В течение часа он подходил и предлагал 40, 30, 20 долларов. Наша сумма оставалась неизменна. В итоге сошлись на 100 дирхамах и пачке сигарет. Отомстили ему за всех берберов.
На пароме произошёл неприятный случай. Припарковав бусы на пароме, мы закрыли их и ушли. Придя, обнаружили, что у одного буса нет водительского бокового зеркала. Сначала подумали, что украли и пошли разбираться к главному. Он говорит, что быть такого не может, у нас мол на пароме никогда ничего не крали. Долго мы с ним пытались выяснить отношения. Он утверждал, что мы заехали уже без зеркала. На что я говорила, что отсутствие бокового водительского зеркала невозможно не заметить. Диалог был примерно следующим:
- Вы были без зеркала до парома.
- Нет, это не так, его украли или разбили на вашем пароме.
- Нет, это не возможно, у нас есть камеры.
- Давайте посмотрим запись видеокамер.
- Нет, это не возможно, они не работают на запись.
- Вы должны выплатить компенсацию.
- Нет, это не возможно. Если бы зеркало у вас было разбито, то тогда мы бы выплатили.
- Давайте вызовем полицию, чтобы зафиксировать этот случай, для выплаты компенсации в Латвии.
- Нет, это не возможно.
- Дайте нам свою визитку.
Стало понятно, что дело тупиковое. Потом мы уже поняли, что зеркало разбили соседние Португальские джипы и на кузове оставили большую полосу, которая стала заметна только днём. Работники парома быстренько решили эту проблему, подметя все осколки, так было дешевле, чем выплачивать нам компенсацию. Так что совет: пользуясь паромами, а особенно компании FRS подождите пока вокруг вашей машины займут все места и только потом уходите. Дешевле будет. Так нерадостно нас встретила Европа в лице Испании.

Заключение
Европу одолели быстро. Снег, которым пугали новостя, так и не увидели. Успел растаять до нашего приезда. Поработали службой доставки, захватив в Испании велосипед, а в Германии спортивный тренажёр. Интересно, что самые адекватные цены на продукты были в Германии. Там же они были и самые вкусные. 11 января прибыли в Ригу.

Мораль сей басни такова: в Марокко ехать стоит!